О радиации
Правовые аспекты
Правовые аспекты использования устройств «ДО-РА» для дозиметрического мониторинга окружающей среды
Многие пользователи тестовых устройств «ДО-РА» задают вопрос: «Насколько правомерно использование дозиметрических приборов и индикаторов ионизирующего излучения в сервисах ДО-РА в быту и для отображения полученных данных измерений и выкладки их на публичные карты Google с юридической точки зрения?». В данной справке мы попытаемся ответить на этот вопрос.
С точки зрения права следует разделять три аспекта использования устройств и сервисов ДО-РА:
— Сбор данных о радиационной обстановке при помощи устройств «ДО-РА» и их публикация в сетях Интернет;
— Получение данных о радиационной обстановке из сети Интернет;
— Территориальные особенности применения устройств «ДО-РА» в ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование) и сбор данных о радиационной обстановке и их публикация в сети Интернет
Область применения устройств и сервисов ДО-РА относится к одному из типов общественного экологического контроля состояния окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ прямо предусматривает участие граждан в решении вопросов охраны окружающей среды:
«Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: . . .
обязательность участия в деятельности по охране, окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; . . .
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; . . .
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;»
Понятие общественного экологического контроля и его задачи определены Федеральным Законом" Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ
«Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.»
Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения":
«Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.»
Организациям и гражданам, работающим в области общественного экологического мониторинга, полезно также помнить о существовании Закона "Об обеспечении единства измерений".
«Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона.
1. Целями настоящего Федерального закона являются: . . .
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;» . . .
3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при:
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;»
Закон предписывает для проведения всех видов измерений, подпадающих под действие этого закона, использовать только аттестованные методики измерений. Средства измерений, используемых для работ в области охраны окружающей среды, должны быть допущены в установленном порядке к применению в РФ, а также проходить периодическую поверку.
Разумеется, это не означает, что общественный экологический мониторинг должен осуществляться только с использованием аттестованных методик. Полуколичественные или даже качественные методы могут быть использованы в образовательных целях, для привлечения внимания населения или властей к той или иной проблеме.
Бытовые устройства «ДО-РА» имеют Сертификат соответствия лицензированной лаборатории по «Общественной сертификации средств и методик не разрушающего контроля, технической диагностики и мониторинга» и их показания могут выступать лишь в качестве оценочной информации о состоянии радиационной обстановки. Это, в частности, означает, что использующие их граждане не занимаются деятельностью по инструментальному контролю чего-либо и требования Закона "Об обеспечении единства измерений" к устройствам «ДО-РА» не применимы.
Получение данных о радиационной обстановке из сети Интернет
Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 146-ФЗ «граждане … вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» (Статья 8 п.1). Согласно п.4 статьи 8 этого же закона «не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды».
Территориальные особенности применения устройств «ДО-РА» в ЗАТО
Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" не накладывает никаких ограничений на осуществление общественного экологического мониторинга и получение соответствующей информации из сети Интернет.
Источники:
- В.И. Кутузов, А.А. Попов «Доступ к экологической информации (правовые аспекты)», Москва 2004, http://www.ifap.ru/library/book121.pdf
- Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения", http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117494/
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды", http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160139/?frame=10#p935
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014), http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156802
- И.Павлов, «Правовые аспекты доступа к экологической информации», журнал «Экология и право», 2004, http://bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/35855
- Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об обеспечении единства измерений", http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164609/
Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 02.04.2014) "О закрытом административно-территориальном образовании", http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161238/